kimura

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями

Previous Entry Share Next Entry
Мысли о рационализме запада
kimura


Третьего дня был в магазине "Старая книга". На глаза попалась книга "Улучшаем память в любом возрасте". На первый взгляд интересная и полезная книга. Как-нибудь в целом изложу ее квинтесенцию в большом посте. Сейчас обращу внимание на следующий тэзис автора:

"Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию и раскладывать ее по полочкам нашей памяти. С помощью чувств мы улавливаем тысячи стимулов, вызывающих у нас реакции разного рода, как эмоциональные, так и интеллектуальные. Учитывая этот механизм реагирования, мы помогаем своей памяти. Когда процесс восприятия происходит осознанно, впечатления лучше закрепляются в памяти. К сожалению, обычно мы придаем мало значения нашим чувствам. Возможно, это культурная традиция, ведь создается впечатление, что западные цивилизации, философия, наука и религия объединили свои усилия, чтобы представить чувства как источник малонадежный и даже опасный. Когда мы выходим из детства, нас учат пренебрегать своими чувствами и не поддаваться им. Побуждая нас не придавать чувствам значения, нас учат ставить размышление выше чувственных впечатлений. Как будто бы чувственные впечатления вовсе не существуют! В результате возникает внутренний конфликт – ощущение дискомфорта по поводу самой природы чувства с точки зрения морали. Мы выходим из этой западни, стараясь поменьше об этом думать. Не нужно недооценивать последствий такого положения для памяти: игнорируя чувства, мы ограничиваем свой мнестический потенциал".

Западный ученый озвучивает проблему, которая характерна для западного образа жизни и различных ее сторон. Существенное вытеснение чувственного восприятия "рацио", с его точки зрения порождает огромные издержки. Довольно часто различными философами озвучивается концептуальное противопоставление религизно-мистического востока рациональному западу. Таким образом, чрезмерная прерогатива рационализма порождает, кроме явных плюсов (технологический прогресс), но и явные проблемы.


  • 1
Поэтому действия фашистов иногда сравнивали не со зверями, а с муравьями. Убивали мирное население деловито, молча, абсолютно без чувств.

Это интересно, кстати. Наблюдаешь когда Правый Сектор - у тех эмоции через край, убийствами они словно самоутверждаются. А немецкие фашисты - нет. Простая рутина.

Есть такая особенность

Хм... В приведённом отрывке, автор (который, кстати, тобой не упомянут) использует слово "чувство" в разных(!) значениях. Возможно, это проблема перевода.
Сначала он говорит о чувстве в смысле perception - восприятие с помощью органов чувств. "С помощью ЧУВСТВ мы улавливаем тысячи стимулов, вызывающих у нас РЕАКЦИИ разного рода, как ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, так и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ." Это автор называет МЕХАНИЗМОМ РЕАГИРОВАНИЯ. А дальше, автор ведёт речь о той части механизма реагирования, которую он обозначил как эмоциональную. "К сожалению, обычно мы придаем мало значения нашим чувствам" - пишет он. Здесь слово "чувства" употреблено не в значении perception, а в значении emotion - душевное переживание.
Основная мысль автора в том, что мы должны осознанно относиться к собственным душевным переживаниям, то есть стараться сохранить в памяти не только факты и смыслы, но и душевные переживания с ними связанные. Они, как правило, остаются в памяти ненарочно, без нашего сознательного участия, ими часто пренебрегают, полагая их вредными. Автор полемизирует с той точкой зрения, согласно которой эмоциями надо пренебрегать и отстаивает свою, согласно которой, эмоции надо осознанно сохранять в памяти вместе с фактологией.
Извини за занудство...

Edited at 2016-01-24 06:13 am (UTC)

Не занудство в тему

И, если уж речь зашла об эмоциях, то есть сведения о том, что душевные переживания являются особой сферой человеческого ума, которой мы очень плохо владеем. Говоря "мы", я подразумеваю представителей нынешней западной культуры в основной массе.
Эта особая сфера не менее, если так можно выразиться, информативна, чем сфера рассудочная. Она не менее пригодна для жизни, хотя имеет существенно иные законы.

Edited at 2016-01-24 06:29 am (UTC)

Об эффективности информационно-психологической войны

Пользователь alberga сослался на вашу запись в своей записи «Об эффективности информационно-психологической войны» в контексте: [...] учшаем память в любом возрасте", за авторством Даниэля Лаппа. В одном из предыдущих постов [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account