kimura

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями

Previous Entry Share Next Entry
Графические заметки. Теогония. Часть 2
kimura


Гекатонхе́йры (др.-греч. Ἑκατογχείρες, от. др.-греч. ἑκατόν, «сто, сотня» и χείρ, «рука») (Сторукие, лат. Центиманы) — в древнегреческой мифологии — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, по Гесиоду — сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриорей (Эгеон), Котт и Гиес. Согласно Евмелу — старшие дети Урана и Геи (по Гесиоду, младше титанов и циклопов) Сразу после рождения заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. Уран заковал их в оковы и ввергнул в недра Земли, а Зевс освободил их для войны с титанами. Вовремя титаномахии откликнулись на призыв богов-олимпийцев и выступили против титанов, чем принесли победу богам. Позднее они сторожат в Тартаре титанов. Котт и Гиес живут в «глубочайших местах Океана». По рационалистическому истолкованию, это на самом деле люди, жившие в городе Сторучье в Хаонии.
Бриарей (др.-греч. Βριάρεως, «могучий») — в древнегреческой мифологии[1]прозвище гекатонхейра Эгеона (Αἰγαίων). Сын Урана и Геи. Известен под именем Бриарей среди богов, Эгеон у людей. Существовал миф (вариант мифа о титаномахии), что Гея родила полубыка-полузмея, по предсказанию тот, кто смог бы совершить жертвенное сожжение потрохов быка, смог бы и одолеть богов. Бриарей, стремясь помочь Крону, убил быка секирой из адаманта, но орёл, посланный Зевсом, выхватил потроха быка и унёс на Олимп, где и была принесена жертва (за что Зевс вознес орла на небо). Фетида призвала на Олимп Бриарея для защиты Зевса, когда последнего хотели схватить и связать Гера, Посейдон и Афина.Супруг одной из дочерей Посейдона Кимополеи. По схолиям к «Илиаде», сын Посейдона. Эгеон (Айгайон) — имя Бриарея у людей. Чудовище с сотней рук и 50 головами. Сражался с Зевсом. Вергилий изображает его носящим 100 щитов, которыми он обороняется против молний Зевса, и изрыгающим пламя. Связан с китами.

Цикло́пы или кикло́пы («круглоглазые», от др.-греч. κύκλος — «круг» и όψις — «глаз») — в древнегреческой мифологии группы персонажей, в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ. Циклопы — три одноглазых великана, порождение Геи и Урана: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»). Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в Тартар. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом. Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам. После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста. У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса. Бронт ранит Дериадея. Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду. Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана. Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста. Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона. По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов. Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.

Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός) — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего. У Гесиода Океан — титан, сын Урана и Геи (то есть Неба и Земли), брат Крона, Гипериона и Реи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков (древнегреческие речные боги). Океан не участвовал в нападении титанов на отца и в битве титанов против Зевса и потому сохранил своё высокое положение. На крайнем западе Океан омывает границу между миром жизни и смерти[6][2], там находится вход в подземное царство.
Кей (др.-греч. Κοῖος), также Кой или Кеос — в греческой мифологии титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию. Древнейший обитатель острова Кос. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в Тартар. Является богом-воплощением небесной оси, вокруг которой вращаются облака и ходят по небесам Гелиос (Солнце) и Селена (Луна). Был царем северной части Земли, после свержения Урана и до начала правления Зевса.

Крий, Криос (др.-греч. Κριός, Κρῖος или Κρεῖος «баран») — в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи, супруг дочери Понта Еврибии. Был повержен во время титаномахии и сброшен в Тартар. Отец Астрея, Перса и Палланта. Согласно Павсанию, отец Пифона.

Гиперио́н (др.-греч. Ὑπερίων — очень высокий) — в древнегреческой мифологии титан, сын Урана и Геи, супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса, Селены и Эос. Гиперион — «сияющий» бог, буквально «идущий наверху», то есть по небу, и потому отождествляется он с Гелиосом — нередко у Гомера, в эллинистической мифологии — постоянно; так, сыновья Гелиоса именуются Гиперионидами. По эвгемеристическому истолкованию, Гиперионом звали человека, первым постигшего движение небесных светил, почему его и стали называть «отцом» их. По Гесиоду, титан, солнечный бог, отец зари-Авроры, Солнца и Луны (Эос, Гелиоса и Селены). В «Одиссее» (XII) Гиперион отождествляется с Гелиосом: Гелиос-Гиперион держит своих священных коров на острове Тринакрия (возможно, это современная Сицилия).

Иапе́т, Япе́т (др.-греч. Ἰαπετός) — в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи, супруг океаниды Климены (либо, по Аполлодору, океаниды Асии), которая родила ему Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея. Иапет — участник титаномахии; был сброшен Зевсом в Тартар, разделив судьбу братьев.

Кро́нос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). Период верховенства Крона считался за золотой век. Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия). Оскопление Урана Кроном. По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём. При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах. Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей. Этот камень называют агадир. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса. Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар. По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали). По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита (обычно здесь фигурирует Уран). Уже после титаномахии, Кроноса и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар. Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей). По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку». Кроносу соответствует римский Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию. Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь.

Тейя, Тея, Фе́йя (др.-греч. Θεία) — в древнегреческой мифологии одна из титанид, старшая дочь Урана и Геи, сестра и жена титана Гипериона, первая лунная богиня, мать Гелиоса (Солнца), Эос (утренней зари) и Селены (луны). По Ксенагору, от Океана родила керкопов Кандула и Атланта. По некоторым, титанида Тейя и Тейя, родившая от Океана керкопов, — различны, при этом вторая — дочь Океана. Её называют также Эврифаессой.
В честь Тейи названы открытый в 1895 году астероид (405) Тейя, а также гипотетическая древняя планета Тейя.

Тефи́да, она же Те́фия, Тетия, Тифия или Тетис (др.-греч. Τηθύς) — в древнегреческой мифологии одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым породила три тысячи сыновей — речных потоков и три тысячи дочерей — океанид. Среди детей Тефиды — Ладон, бог реки в Аркадии, речные божества Ахелой и Инах. По орфикам, мать Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Понта). Тефида — кормилица Геры. У орфиков именуется «совоокой», матерью Афродиты. На плодовитость Тефиды и заботы её о потомстве указывает её имя, предположительно связанное с индоевропейским tçta, «мать» (ср. греч. τήθη, «бабушка», τηθίς, «тётка»). По другой гипотезе, имя происходит из угаритского Ta(m)tu «океан». Считалась богиней, дающей жизнь всему существующему. Тефида и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном. У поздних поэтов Тефида — просто эпитет моря.

Ре́я (др.-греч. Ῥέα, эпич. Ῥείη) — титанида в древнегреческой мифологии, мать олимпийских богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Кроноса, мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса. По орфикам, дочь Протогона. В римском пантеоне ей соответствует Опа и Кибела (лат. Magna Mater). Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но Рее удалось спасти самого младшего — Зевса. По совету Геи и Урана она родила Зевса в области Ликтос, спрятала на горе Дикте; либо родила его тайно в пещере на острове Крит, на горе Дикта; либо, когда была беременна, прибыла на гору Тавмасион в Аркадии, охраняемая гигантами (там была пещера Реи), а Зевса родила на горе Ликее, где есть и место Кретея, послед же бросила в реку Лимакс. Кроносу она подсунула запеленутый камень, который тот и проглотил. В другом варианте мифа Рея спасла Посейдона, спрятав его среди пасущихся овец, а Кронос проглотил жеребёнка. В некоторых источниках, Рею во время поисков места для рождения Зевса, сопровождали куреты. Согласно легенде, куреты подняли невообразимый шум, дабы заглушить им крики новорожденного бога и тем самым спасти его от неминуемой гибели в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса-младенца на Крите, ударяя копьями о щиты.

Феми́да (Темида, Темис, др.-греч. Θέμις, лат. Themis) — в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Упомянута в гомеровской «Одиссее». У римлян — Юстиция. Изображается с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Иносказательно Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса. От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»). По Эсхилу, Феми́да — мать Прометея, при этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей. Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Аполлону. Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну. По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передаёт людям повеления верховного бога. Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.

Мнемоси́на, Мнемозина (др.-греч. Μνημοσύνη) — в древнегреческой мифологии богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи (либо Зевса и Климены). Мать Муз, рождённых ею от Зевса (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) в Пиерии. Зевс соблазнил её в образе пастуха. Девять ночей к ней на ложе восходил Зевс, она родила Муз в Пиерии. Её называют «царица высот Элевфера» (Гесиод).Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты (забвения) и Мнемосины (памяти).Богиня Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал.В истолковании она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. Ей посвящён LXXVII орфический гимн. В честь Мнемозины назван астероид Мнемозина, открытый в 1859 году.

Фе́ба (др.-греч. Φοίβη) — в древнегреческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, сестра и жена Коя, мать Лето и Астерии, бабушка Аполлона и Артемиды.Феба — кормилица Аполлона. Она владела прорицалищем с храмом и оракулом в Дельфах после Фемиды, затем подарила его внуку. По имени своей бабки Аполлон именуется Фебом. После свержения Урана правила северной частью Земли вместе с мужем Коем до начала правления Зевса.


  • 1
C трудом осилил треть.
Пока треть, позже надо б углубиться:-)
Про Фемиду особенно интересно
Все равно текст правильный, кладу в закладки

Ещё бы не было интересно. Это ж для тебя профессиональный интерес.))

Явно не хватает иллюстраций. И ещё у меня вопрос: это толкование Гесиода?

На рисунке показан процесс описанный Гесиодом

Теогония. Часть 4. Пятое поколение богов

Пользователь oabessonov сослался на вашу запись в своей записи «Теогония. Часть 4. Пятое поколение богов» в контексте: [...] часть 2 [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account