kimura

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями

Previous Entry Share Next Entry
Графические заметки. Теогония. Часть 3
kimura


Продолжение предыдущих постов: часть 1, часть 2. Гея, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном, зачинает человекообразные существа: Титанов, Циклопов (Киклопов) и Гекатонхейров. Все они чудовищны. Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы; Циклопы одноглазы; титаны и титаниды, олицетворяющие стихии, также далеко не прекрасны. Уран стыдится своих детей и заставляет Гею удерживать их в себе.
Земля-Гея страдает. Она переполнена своими восемнадцатью детьми. Гея возненавидела мужа Урана. Земля ненавидит небо. Так в процессе Теогонии назревает первая космическая напряженность, первый космический конфликт. Гея подстрекает своих детей против отца. Оправдываясь, она уверяет, что во всем виноват сам Уран, именно он «первый ужасные вещи замыслил» (Теогония, 166). И младший из титанов Крон оскопляет своего отца.

Затем «Теогония» Гесиода описывает, как под впечатлением этого космического преступления Нюкта-ночь рождает одна, не восходя ни с кем на ложе, Обман, Сладострастие, Старость, Смерть, Печаль, утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорби, жестокие Битвы, судебные Тяжбы, Беззаконие и т. п



Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. Θάνατος, «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Таната освободил Арес). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображён на ларце Кипсела как чёрный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящён LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» (в переводе Анненского «Демон Смерти»).

Мом (др.-греч. Μῶμος «насмешка, хула») — в древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса. Статую бога Смеха воздвиг Ликург. Упоминается в баснях. О придирках Мома упоминает Платон. По его недоброму совету Зевс допустил Троянскую войну, ибо Мом ненавидел людей и богов, помогающих им. В конце концов за бесконечные порицания богов (Зевса, Афины, Посейдона) Мома изгнали с Олимпа. Лопнул от злости, когда не смог найти ни одного недостатка у Афродиты. Действующее лицо сатировских драм Софокла «Мом» (не дошло ни одной строки) и Ахея Эретрийского «Мом».

Гипнóс (др.-греч. Ὕπνος, «сон») — в древнегреческой мифологии персонификация сна, божество сна, сын Нюкты и Эреба. Брат Танатоса, Керы, мойр (по Гесиоду), Немезиды, Эриды, Харона и других детей Нюкты. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям. По Гесиоду, Гипнос живёт на краю мира, и на него никогда не взирает Солнце-Гелиос. У Гомера он обитает на острове Лемнос, выступает как вестник Зевса. Гера замыслила козни против Зевса, уговорив Гипноса усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса Гипнос был спасён своей матерью Нюктой, которую Зевс не решился оскорбить. Второй раз Гипнос усыпил Зевса также по просьбе Геры, чтобы дать ахейцам возможность победить в сражении с троянцами. В награду за содействие Гера обещает в жёны Гипносу младшую из харит — Пасифею. Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле, где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; в пещере на прекрасном ложе покоится Гипнос. Статуя в храме Асклепия в Сикионе изображает Гипноса Эпидота, усыпляющего льва.

Герас (греч. Γῆρας, Gễras) — древнейший бог в древнегреческой мифологии, бог старости.

Эри́да, Эрис (др.-греч. Ἔρις — борьба, ссора, спор, раздор, соперничество, состязание, у Гнедича — Распря) — в древнегреческой мифологии богиня раздора и хаоса. Аналог в римской мифологии — Дискордия (лат. Discordia). Дочь Эреба и Нюкты, внучка Хаоса (Гесиод, «Теогония»), сестра Немезиды, Танатоса и Гипноса. Также сестра и/или спутница бога войны Ареса. Мать богини голода Лимес. Хотя Эрида породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы, беззаконие, она же породила труд. Отсюда у Гесиода две Эриды: одна вызывает войны и вражду и нелюбима людьми, другая — благодетельна, олицетворяющая дух соревнования в труде. Она же возбуждает воинов и разжигает брань. Яблоко раздора. Эрида стала причиной соперничества Афродиты, Афины и Геры, приведшего к Троянской войне — подбросив на свадьбе царя Фессалии Пелея и богини Фетиды в средине зала золотое яблоко Гесперид с надписью «Прекраснейшей» (греч. καλλίστῃ, датив от καλος «прекрасный»), — по воле Зевса, так как не была приглашена им на свадьбу, по другому утверждению — в обиде за то, что её забыли пригласить; что породило спор трёх богинь, ведь каждая считала превосходной именно себя. За разрешением спора богини обратились к троянскому царевичу Парису. Соблазненный обещаниями Афродиты дать ему в жены прекраснейшую из женщин, Парис отдал яблоко ей, а она помогла ему похитить жену спартанского царя Менелая прекрасную Елену, что послужило поводом для похода ахейцев на Трою и, таким образом, коварный дар Эриды привёл к Троянской войне. Действующее лицо сатировской драмы Софокла «Эрида» (фр.199 Радт). Изображена на ларце Кипсела между Гектором и Эантом. В честь Эриды названа одна из карликовых планет (см. Эрида).

Ке́ры (др.-греч. Κῆρες, ед. ч. Κήρ) — олицетворение судьбы у древних греков; первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами, приносящие людям страдания и смерть. Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Упомянуты в Илиаде (XVIII 535: у Гнедича — Смерть), Одиссее (V 387; XII 157; XIV 207; XV 235), в «Аргонавтике» Аполлония (I 683 и др.). Божества смерти, рождены Нюктой. Приписываемое Гесиоду стихотворение описывает Кер как уродливых страшилищ, мрачных, со скрежещущими зубами, обрызганных кровью, спорящих друг с другом за павших на поле битвы, кровь которых они высасывают. Изображение Керы позади Полиника было на ларце Кипсела. Позже Керы были отождествлены с эриниями. Иногда Кера описывалась как единственная богиня беды, она была мрачной дочерью Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Изображались с крыльями или с чёрными руками и с красными губами.

Немези́да (Немеси́да, др.-греч. Νέμεσις) — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Дочь Нюкты и Крона либо (по аттической версии) дочь Океана; или, по другим версиям, Фемиды и Зевса. Иногда считается нимфой. Упоминается в «Одиссее» (II 64), но не персонифицируется. Ряд мифов называет Немезиду матерью Елены от Зевса (либо также матерью Диоскуров). Согласно Стасину, ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой). По рассказу же Еврипида, Афродита по просьбе Зевса стала орлом и преследовала верховного бога, превратившегося в лебедя (либо орлом стал Гермес, а укрыла лебедя Леда). Немезида укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула, и во время сна Зевс овладел ею. Согласно мифографам, она стала гусыней и снесла яйцо, а лебедя и орла Зевс сделал созвездиями. Это яйцо потом или нашла Леда, или оно было принесено ей пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Из этого яйца впоследствии и появились Елена и братья Диоскуры. По некоторым вариантам мифа, по которым Зевс-лебедь разделил ложе с самой Ледой, Немезиду считают обожествлённой Ледой (Леда после смерти стала Немезидой). В мифологической традиции, считающей Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, она отождествляется или, по крайней мере, сближается с Адрастеей. Её храм в Рамнунте, Фидий создал её статую; либо это статуя работы Диодота или Агоракрита. Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой — мера длины в древние века — синоним неизбежной кары. Атрибут Немезиды весы часто считался прообразом зодиакального созвездия Весы. В Смирне почитали двух Немезид — дочерей Никты. Ей посвящён LXI орфический гимн. Упоминается в любовных стихах. У Кратина была комедия «Немезида». В Древнем Риме была почитаема в армии и считалась покровительницей гладиаторов. В честь Немезиды назван астероид (128) Немезида, открытый в 1872 году, а также гипотетическая звезда, сопутствующая Солнцу Немезида.

Апата (др.-греч. Ἀπάτη) — в древнегреческой мифологии богиня лжи и обмана, дочь Нюкты, рождена без отца. Перед её кознями были беззащитны как люди, так и божества. Овладела разумом Зевса, за что впоследствии была сброшена им с Олимпа на землю. В теогонии орфиков Апата рождает от Зелоса Афродиту. В мифе о ящике Пандоры Апата выступает одним из злых духов, выпущенных на свободу. По Гесиоду дочь Эриды и сестра Аты.


  • 1
Делайте, пжлст, ссылки на предыдущую часть

очень занимательно

Вы меня зафрендили.
Рекомендую Вам ознакомиться со следующими записями моего уютненького:
http://red-ptero.livejournal.com/tag/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0

Начиная с этой записи и вверх:
http://red-ptero.livejournal.com/1826104.html

Возможно у Вас появятся позывы расфрендить меня...

что может быть интеерснее. чем мифы древней греции

Теогония. Часть 4. Пятое поколение богов

Пользователь oabessonov сослался на вашу запись в своей записи «Теогония. Часть 4. Пятое поколение богов» в контексте: [...] часть3 [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account