kimura

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями

Previous Entry Share Next Entry
Немой фильм "Пиковая дама" Протазанова
kimura


Начинаю публиковать свои мысли после просмотров фильмов русского и советского киниматографа, которые по большому счету есть одно и тоже. Начнем с кинофильма Якова Протазанова "Пиковая дама" 1916 года.

В детстве мне попадались кадры из фильмов немого кино, но внимательно полнометражный фильм продолжительностью шестьдесят минут я смотрел первый раз. Откровенно фильм мне очень понравился, что для меня было абсолютной неожиданностью, такого эффекта до просмотра я не ожидал.
Сначала общие впечатления о моем восприятии немого кино. Так как оно лишено донесения информации при помощи звука, а значит смысловая нагрузка, передаваемая через игру актеров, должна быть восполнена другими средствами. И она восполняется выпуклой жестикуляцией, постановкой тела, изменением выражения лиц, манерой и плавность передвижений.

Отдельно сделаю акцент на игре глаз, на их выразительности. В немом кино, как я понял, именно этот элемент очень важен, потому что с помощь глаз можно передать: сердитость, испуганность, решительность, замешательство, печаль, стыдливость, нерешительность, удивленность и многое другое. В просмотренном фильме это особенно выпукло показано актером Мозжухиным в персонаже Германа. Как он заинтересовано смотрит за игрой, при этом он в карты никогда не играл, но выражение лица и глаз показывает, что в душе Герман игрок до мозга костей. Это еще раз подчеркивается в его подходе к столу при выходе от Нарумова: он демонстративно взял три карты, как он ими поиграл в руках.

Очень интересна концентрация режиссера на рассказе Томского про свою бабушку-графиню. В самом произведении Пушкина не ощущаются эмоции, Протазонов, наоборот, сделал на этом акцент. Он детально показал проигрыш графу Орлеанскому молодой бабушки Томского, ссора графини со своим мужем и наконец, разговор с графом Сен-Жермен. Образ Сен-Жермена очень похож на аутентичный образ с картин. Рассказ Томского и восприятие его Германом занимает добрую треть фильма. В конце рассказа производится интересный художественной прием, когда Сен-Жермен на ухо графини сообщает тайну – этот кадр плавно становится прозрачным, на фоне появляется Герман, слушающий Томского.

В самом произведении Пушкина Герману снилось, что он играет в карты и выигрывает большую сумму денег. В фильме же Герман этого нет - он об этом размышляет наяву. На мой взгляд, это оправданно, потому что нагляднее показывается одержимость главного героя навязчивой идеей.

Герману старуха подмигнула, когда он пришел в храм на ее отпевание, а уже затем изображение пиковой дамы на игральной карте подмигнуло в свою очередь. В фильме же лицо графини было наложено на изображение на карте и в одном эпизоде на экране были переданы два эпизода из рассказа.
Отдельно стоит сказать о высоком качестве костюмов и декораций, абсолютно не ощущалось, что кино снималось 100 лет назад.

В качестве вывода скажу, что немое кино вполне передает содержание литературных произведений, только делает это с акцентом на изобразительную знаковую тела, жестикуляций, мимике лица и др.





  • 1
Это совсем не одно и то же, а принципиально разные вещи.

Во первых, спасибо за приглашение в друзья.
Тему Вы затронули интересную. Признаться сразу, в ней не шибко, хотя, как и каждый, уверен в правильности личной оценки фильмов, в последнее время, за редкими исключениями - отрицательным. С немым кино накрепко связано одно имя, известное каждому - Чарли Чаплин. С которым познакомился 59 лет назад и сразу принял на ура. Было мне, вундеркинду, тогда 8 лет и отец, в числе прочих московских достопримечательностей, включая телевизор с лупой и панорамное стереокино, и, не исключая, автора бессмертного лозунга - "Из всех искусств для нас..." (в гробу его видал, то бишь, в мавзолее). На искусство Ленину было плевать, ясно что ему была важнее пропагандистская сила, чем грешит современное, как и советское, кино, чёрт бы побрал конюнктурщиков, к которым не относится Протазанов, честь ему и хвала!
Восемнадцатилетним балбесом, с подачи отчима, посмотрел "В компании Макса Линдера".
На этом мои познания немого кино заканчиваются и присутствие в дискуссии оправдано лишь одним - тем, что его (меня то е.) можно просто игнорировать. Очистив таким образом совесть, распрощавшись, продолжу распространяться на скользкую для меня тему.
При чтении книги работает воображение, в котором нет необходимости при просмотре фильма. На мой взгляд это существенный минус. Кто с детства не обрёл интереса к чтению, потом уже не интересуется книгами, да и то сказать, времени не хватает (ха).
Другое дело кино, за пару часов можно ознакомиться с любой литературной классикой, полёживая в кресле, потягивая пивко (три года уже, как ни капли алкоголя, Gott sei Dank! - слава богу!. Но это уже другая история (чёрно-белая комедия).
Проживая 22-год в Германии, вынужден изучать немецкий, с коим, в школе, вёл смертный бой и одолел его, победил, вынеся знание оного в количестве - "гутен морген, гутен таг, хлоп по морде, вот так так". Пару лет назад прочитали с подругой билингву, постраничный русско-немецкий текст "Пиковой дамы", так что с языком теперь, вот уже 22-Ой(!) год пытаюсь задружить и, как выразился Игорь Губерман: - "У меня с языком проблем нет, проблемы у тех, кто со мной разговаривает".
Почему меня затронула Ваша тема? Недавно, в очередной раз, расплевавшись с каким-то современным фильмом, решил составить список своих любимых, в котором американских лишь треть. Например, такой старый, хотя и не немой - "Грек Зорба". (Книгу "Алексис Зорба" не читал). Или - "Пролетая над гнездом кукушки". Автор бестселлера Кен Кизи, если не ошибаюсь, подал в суд на создателей фильма (пятиоскарного номинанта) за искажение его произведения. Книгу читал - хороша, слов нет, но и фильм смотрел раз пять - нравится. Из советских любимым является "Безымянная звезда" М. Козакова. Так же понравились и его фильмы "Визит дамы" и сериал "Очарование зла". Мир праху его!
Из послених, что понравились - "Актриса", "Плюс один" "Я тоже хочу" и "Класс" с семью сериями продолжением, отнюдь не коммерческим.
Не стану продолжать, вывалившись из темы немого кино и разболтавшись без толку.
Простите, если что не так.

Да незачто прощать, все нормально, правда не соглашусь, что Ленину было плевать на искусство - это совсем не так. Дальше будут еще фильмы

Ленину было не просто наплевать на искусство, он его вытравливал калёным железом. В силу своей лютой русофобии Ленин и не мог по другому относится к русскому искусству. Это Пивоваров дорвавшийся до власти. Только Пивоваров трус и слюнтяй, а Ленин законченный садист.

Ты лучше расскажи, кто русскую культуру дворянскую народу дал.

Edited at 2017-03-25 07:57 pm (UTC)

Для начала давайте разберёмся с прилагательными.

Спасибо. Будем посмотреть, удастся ли посмотреть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account