kimura (kimura) wrote,
kimura
kimura

Category:

Немой фильм "Пиковая дама" Протазанова



Начинаю публиковать свои мысли после просмотров фильмов русского и советского киниматографа, которые по большому счету есть одно и тоже. Начнем с кинофильма Якова Протазанова "Пиковая дама" 1916 года.

В детстве мне попадались кадры из фильмов немого кино, но внимательно полнометражный фильм продолжительностью шестьдесят минут я смотрел первый раз. Откровенно фильм мне очень понравился, что для меня было абсолютной неожиданностью, такого эффекта до просмотра я не ожидал.
Сначала общие впечатления о моем восприятии немого кино. Так как оно лишено донесения информации при помощи звука, а значит смысловая нагрузка, передаваемая через игру актеров, должна быть восполнена другими средствами. И она восполняется выпуклой жестикуляцией, постановкой тела, изменением выражения лиц, манерой и плавность передвижений.

Отдельно сделаю акцент на игре глаз, на их выразительности. В немом кино, как я понял, именно этот элемент очень важен, потому что с помощь глаз можно передать: сердитость, испуганность, решительность, замешательство, печаль, стыдливость, нерешительность, удивленность и многое другое. В просмотренном фильме это особенно выпукло показано актером Мозжухиным в персонаже Германа. Как он заинтересовано смотрит за игрой, при этом он в карты никогда не играл, но выражение лица и глаз показывает, что в душе Герман игрок до мозга костей. Это еще раз подчеркивается в его подходе к столу при выходе от Нарумова: он демонстративно взял три карты, как он ими поиграл в руках.

Очень интересна концентрация режиссера на рассказе Томского про свою бабушку-графиню. В самом произведении Пушкина не ощущаются эмоции, Протазонов, наоборот, сделал на этом акцент. Он детально показал проигрыш графу Орлеанскому молодой бабушки Томского, ссора графини со своим мужем и наконец, разговор с графом Сен-Жермен. Образ Сен-Жермена очень похож на аутентичный образ с картин. Рассказ Томского и восприятие его Германом занимает добрую треть фильма. В конце рассказа производится интересный художественной прием, когда Сен-Жермен на ухо графини сообщает тайну – этот кадр плавно становится прозрачным, на фоне появляется Герман, слушающий Томского.

В самом произведении Пушкина Герману снилось, что он играет в карты и выигрывает большую сумму денег. В фильме же Герман этого нет - он об этом размышляет наяву. На мой взгляд, это оправданно, потому что нагляднее показывается одержимость главного героя навязчивой идеей.

Герману старуха подмигнула, когда он пришел в храм на ее отпевание, а уже затем изображение пиковой дамы на игральной карте подмигнуло в свою очередь. В фильме же лицо графини было наложено на изображение на карте и в одном эпизоде на экране были переданы два эпизода из рассказа.
Отдельно стоит сказать о высоком качестве костюмов и декораций, абсолютно не ощущалось, что кино снималось 100 лет назад.

В качестве вывода скажу, что немое кино вполне передает содержание литературных произведений, только делает это с акцентом на изобразительную знаковую тела, жестикуляций, мимике лица и др.




Tags: Культурная война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments