?

Log in

No account? Create an account

kimura

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями

Previous Entry Share Next Entry
Дерсу Узала
kimura


Пятого дня смотрел фильм «Дерсу Узала». Картина создана в 1975 г. на киностудии Мосфильм по мотивам произведений Арсеньева В. К. «По уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», режиссер Акира Куросава.

Фильм произвел на меня сильное впечатление, прежде всего тем, как там показан человек не оторванный от природы, а являющийся неотъемлемой частью природного действа и одновременно связующим звеном между этим действом и урбанизированным человеком. Правда городской человек начала XX века это не современный городской житель, но тем не менее, контраст двух миров выпукло показан в произведении. Этот контраст очень подчеркивается в высказывании Дерсу, когда он объяснял участникам экспедиции, как он определил, кто шел по таежной тропе: «Ваши все равно как дети, глаза видеть нету. Ваша тайга живи, сразу пропадай».



Другой эпизод, когда Дерсу жил у Арсеньева в Хабаровске, характерен их диалог:
« - Ну, как ты Дерсу?
- А я здесь сиди все равно, как утка. Как можно люди в ящике сидеть?
- В самом деле, неприглядная комната. Надо будет переклеить обои. Устроить все поуютнее, а пока поживи-ка у меня в кабинете.
- Нечего, капитан, моя на улице палатка делай и спи, никому не мешай.
- Видишь-ли, Дерсу, в городе это не положено.
- Почему? Худо?
- Как бы тебе объяснить, порядок такой.
- Порядок... Ружье стреляй нельзя... На улице спи нельзя... Моя совсем воздух не хватай
».



Интересна целостная картина мира таежного человека, все в ней буквально связано невидимой нитью. И умершие от оспы близкие. И забота о человеке, которого он никогда не знал (речь о том, как Дерсу оставил в заброшенном шалаше, спички, еду). И явления природы («огонь, вода, ветер — три сильные люди»). Все проникнуто, той позитивной человеческой субъектностью, в духе горьковкого: «человек это звучит гордо».

Непосредственная связь с окружающим миром, и с умершими близкими дает огромную энергию гольду, что показала ситуация, когда ему с Арсеньевым пришлось заночевать на берегу озера в пургу (они потерялись). Смекалка Дерсу, неутомимость и находчивость спасли им жизнь: «Капитан, слушай, хорошо слушай. Надо быстро работай... Наша хорошо работай нету, наша пропадай. Трава резай!!!».





После просмотра фильма вспомнился Лосев: «Миф есть (для мифического сознания) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но — наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола».

P.S. Кинофильм взял множество призов и, в частности в 1976 премию "Оскар" за лучший иностранный фильм. Как же обмельчал наш кинематограф, выдвигая на премию такие картины, как "Левиафан".


  • 1
Да. Регресс налицо

Фильм потрясает. Особенно если учесть, что написан по реальным событиям, по дневниковым записям. Все его герои - реальные люди.

Согласен. Знакомит с таежным миром, опосредованно, через человека, который одновременно и часть этого мира

Фильм мощный. И, главное, своеобразный. Не как псевдоголлвуд, а расскрывающий своеобразие русского. Поэтому и "Оскар". Интересен он американским криикам именно этим.

Да. Ведь немногие представители народов смогли бы наладить такое взаимодействие с гольдом. Эта характерная черта русскости

Хороший фильм, смотрел. Да и самому довелось по тайге побегать. Может быть и до сих пор бегал, да жена взбунтовалась "дети без тебя растут...!" (в этом она была права). Побежала в экспедицию устроила скандал. Начальник экспедиции басом и кулачищем по столу "Николай, ты же мужик, скажи ей...". Друзья коротко но хлестко "Предатель!". Как я не сопротивлялся "все последний сезон и ухожу...", жена меня додавила, пришлось уволиться.

Интересно. Да при детях жену с собой не взять, проблематично

На второй картинке снизу Арсеньев держит в руках винтовку со скобой Генри?
Похоже на американский винчестер в руке у дальневосточного исследователя Янковского


Edited at 2015-02-24 09:57 pm (UTC)

Спасибо! Надо посмотреть этот фильм

Всегда пожалуйста

Мифологическое сознание -- это очень актуальная тема сейчас. Архаизация, в первую очередь, подразумевает сброс мышелния с логического уровня на уровень мифа (см. информационное пространство Украины, например). Считаю, что наша задача -- в том, чтобы сохранить логику, философию и противоречие в структуре мышления людей. И найти в них источник силы для строительства правильного будущего.

Абсолютно согласен. Правда, тот миф, который нам навязывают не будет иметь нечего общего с тем благородным мифом, в котором живет Дерсу.

В советское время было снято 2 фильма про Дерсу Узала. Вам больше понравился тот, что снял Курасава?

На данный момент да, так как второй не смотрел. Обязательно посмотрю и напишу пост. Спасибо за подсказку

  • 1