kimura (kimura) wrote,
kimura
kimura

Categories:

Дерсу Узала



Пятого дня смотрел фильм «Дерсу Узала». Картина создана в 1975 г. на киностудии Мосфильм по мотивам произведений Арсеньева В. К. «По уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», режиссер Акира Куросава.

Фильм произвел на меня сильное впечатление, прежде всего тем, как там показан человек не оторванный от природы, а являющийся неотъемлемой частью природного действа и одновременно связующим звеном между этим действом и урбанизированным человеком. Правда городской человек начала XX века это не современный городской житель, но тем не менее, контраст двух миров выпукло показан в произведении. Этот контраст очень подчеркивается в высказывании Дерсу, когда он объяснял участникам экспедиции, как он определил, кто шел по таежной тропе: «Ваши все равно как дети, глаза видеть нету. Ваша тайга живи, сразу пропадай».



Другой эпизод, когда Дерсу жил у Арсеньева в Хабаровске, характерен их диалог:
« - Ну, как ты Дерсу?
- А я здесь сиди все равно, как утка. Как можно люди в ящике сидеть?
- В самом деле, неприглядная комната. Надо будет переклеить обои. Устроить все поуютнее, а пока поживи-ка у меня в кабинете.
- Нечего, капитан, моя на улице палатка делай и спи, никому не мешай.
- Видишь-ли, Дерсу, в городе это не положено.
- Почему? Худо?
- Как бы тебе объяснить, порядок такой.
- Порядок... Ружье стреляй нельзя... На улице спи нельзя... Моя совсем воздух не хватай
».



Интересна целостная картина мира таежного человека, все в ней буквально связано невидимой нитью. И умершие от оспы близкие. И забота о человеке, которого он никогда не знал (речь о том, как Дерсу оставил в заброшенном шалаше, спички, еду). И явления природы («огонь, вода, ветер — три сильные люди»). Все проникнуто, той позитивной человеческой субъектностью, в духе горьковкого: «человек это звучит гордо».

Непосредственная связь с окружающим миром, и с умершими близкими дает огромную энергию гольду, что показала ситуация, когда ему с Арсеньевым пришлось заночевать на берегу озера в пургу (они потерялись). Смекалка Дерсу, неутомимость и находчивость спасли им жизнь: «Капитан, слушай, хорошо слушай. Надо быстро работай... Наша хорошо работай нету, наша пропадай. Трава резай!!!».





После просмотра фильма вспомнился Лосев: «Миф есть (для мифического сознания) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но — наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола».

P.S. Кинофильм взял множество призов и, в частности в 1976 премию "Оскар" за лучший иностранный фильм. Как же обмельчал наш кинематограф, выдвигая на премию такие картины, как "Левиафан".

Tags: Дерсу Узала, Оскар, миф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments